Регистрация на сайте
Забыли пароль?
 
   
 

КРЕМЛЁВСКИЕ ХРОНИКИ




А.А. Лобачев. Трудными дорогами
. 123

Близко был связан со школой имени ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Он часто выступал перед курсантами, призывал нас сознательно и ответственно относиться к учебе, к усвоению норм воинской дисциплины. Впервые я услышал М. И. Калинина в июне 1921 года. Он вручал нашей школе Особое Знамя Революции за боевые заслуги в гражданской войне. Эта награда была учреждена Советским правительством в 1918 году. Удостоились ее такие прославленные части и соединения, как Первая Конная армия, полк имени Чапаева, Луганский рабочий полк, крейсер «Аврора», Военная академия имени М. В. Фрунзе.

На торжестве присутствовали все члены сессии ВЦИК. Личный состав школы выстроился на Кремлевском плацу. Михаил Иванович тепло говорил о наших командных курсах. Он напомнил, что при организации Красной Армии в ее рядах было мало хорошо подготовленных руководителей, командиров-пролетариев, преданных делу революции.

Вручая Знамя, М. И. Калинин пожелал курсантам, будущим красным командирам, больших успехов в их практической деятельности, в служении рабочим и крестьянам России.

В канун четвертой годовщины школы партийная организация решила опять пригласить М. И. Калинина в нашу школу. Делегатов Михаил Иванович принял в своем кабинете, угостил чаем, расспрашивал об учебе и особенно подробно о том, связаны ли мы с деревней. Не раз председатель ВЦИК говорил курсантам о роли, которую они могут и должны играть в советском строительстве на местах, в исправлении ошибок в работе сельских и волостных советов.

Когда курсанты и командиры уезжали в отпуск, П. М. Лашук по указанию М. И. Калинина инструктировал их, советуя внимательно относиться к жалобам трудящихся крестьян, к затруднениям, обнаруженным на месте. Отчеты отпускников публиковались в журнале «Меч и молот», жалобы, проверенные ими, передавались в политотдел, а затем во ВЦИК. Через несколько дней по ним принимались конкретные решения.

Мне запомнился также митинг на Красной площади, в котором участвовал весь личный состав школы имени ВЦИК. Митинг был посвящен выпуску первого советского автомобиля - открытой легковой семиместной машины мощностью в 40 лошадиных сил и весом около 75 пудов. Построили ее на автобронетанковом заводе в Филях. Михаил Иванович приехал на Красную площадь с завода на новой машине вместе с главкомом Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. С. Каменевым и Г. И. Котовским. В своей речи на митинге Калинин сказал, что выпуск первого советского автомобиля знаменует возрождение технических сил нашей страны.

Первую ласточку будущей индустриальной весны мы встретили с восторгом. В те годы самым популярным «двигателем» в армии была тачанка. На первомайских парадах наш дивизион выстраивался с пулеметами на тачанках у здания ГУМа и потом, разворачиваясь у Исторического музея, на рысях проходил мимо временных деревянных трибун в центре Красной площади. Сидишь, еле сдерживая коней, а следом несется тачанка братьев Черновых. Их было трое в школе - Иван, Михаил и Константин; вместе с отцом они прошли по дорогам гражданской войны и решили посвятить жизнь рабоче-крестьянской армии...

Интерес к хозяйственному строительству среди курсантов был велик. Секретарь райкома партии Р. С. Землячка очень заботливо помогала в этом отношении. Она сама часто выступала перед курсантами, направляла к нам других опытных пропагандистов.

В нашем клубе выступали с докладами и вели политические кружки Г. М. Кржижановский, Е. М. Ярославский, А. В. Луначарский, П. Н. Лепешинский, Феликс Кон. Доклады, лекции, «политчасы», дискуссии на самые разнообразные темы экономики, политики и культуры - все это заполняло жизнь после строевых и тактических занятий до поздней ночи.

Политчас, который проводил Емельян Ярославский о замене продразверстки продналогом, превратился в вечер вопросов и ответов о политике партии в деревне, о путях укрепления союза рабочих и крестьян, о сущности нэпа. Кое-кто заблуждался в этих вопросах. Иным казалось, что с введением нэпа и революция кончилась.

Емельян Ярославский умело направлял течение спора и в заключение сказал, что курсанты смогли сами разобраться во всем.

На формирование характера будущих красных командиров, выработку у них партийных качеств огромное влияние оказала крепкая дружба с московским пролетариатом. Вместе с рабочими курсанты участвовали на всех субботниках. То разгружали баржи с хлопком для Краснохолмского комбината, то шли на вокзалы на выгрузку дров, то очищали дворы завода имени Владимира Ильича и разбирали снаряды. Вместе с рабочими-коммунистами Госзнака, Цинделевки, Павелецкой железной дороги курсанты вели борьбу с эсеро-меньшевистским охвостьем и его провокационными вылазками. Трудностей 1921 года не перечесть: не хватало хлеба, не было топлива, заводы еле дышали. Разбитая контрреволюция пыталась нажить на наших трудностях политический капитал, посеять в народе сомнение и недовольство.

Однажды райком собрал коммунистов: на Павелецкой железной дороге контрреволюционное охвостье подбивает отсталых людей на забастовку: «Идите, товарищи, в массы, разъясняйте каждому человеку, как рабочий класс должен бороться с трудностями разрухи».

Курсанты с честью выполнили задание райкома.

Агиткружки нашей школы вели систематическую работу на заводах. В свою очередь ветераны труда Замоскворечья и других районов столицы стали своими людьми в школе. Рабочие Замоскворечья вручили школе почетное Красное Знамя - символ крепнущих связей трудящихся со своей армией. Особенно тесная дружба установилась с коллективом завода имени Владимира Ильича. Сколько воды утекло с тех пор, а традиции этой дружбы живут! В 1959 году, в день рождения В. И. Ленина, бывшие курсанты побывали на заводе. В президиуме рабочего собрания с нами сидел 79-летний Николай Яковлевич Иванов, почетный курсант двадцатых годов, член партии с 1902 года. 30 августа 1918 года он задержал эсерку Каплан, покушавшуюся на жизнь В. И. Ленина. А в двадцать втором году летом состоялся суд над руководителями антисоветской партии эсеров. Н. Я. Иванов выступал на процессе со страстной обвинительной речью:

- Вы, члены ЦК партии эсеров, послали Каплан убить товарища Ленина, а я, московский рабочий Иванов, ее задержал. Вы - подстрекатели убийства славных деятелей Великого Октября Урицкого и Володарского. Вы - не социалисты. Вы - лжесоциалисты. Вы - враги рабочего класса России.

В этот день в Москве была огромная демонстрация трудящихся, требовавшая сурового приговора преступникам. Мы также влились в ряды демонстрантов. Курсанты несли вырезанную из картона карикатуру на Ванденвельде - одного из защитников русской контрреволюции.

В том же 1922 году по призыву большевистской партии по всей нашей стране проходила Неделя красного курсанта. Наших активистов послали на заводы и фабрики Москвы. Курсанты участвовали во встречах с молодыми рабочими, рассказывали, что представляет собой школа имени ВЦИК и другие военно-учебные заведения. Одна из встреч состоялась на Сокольническом кругу. Курсанты в течение полумесяца откладывали чай и сахар в «фонд массовки». На поляне разогрели самовары, угостили рабочих друзей чаем, провели митинг, призывая крепить армию социалистического государства, пополнять ряды комсостава пролетарскими кадрами. Курсанты рассказывали молодежи об учебе, об интересной, содержательной жизни школы. Помимо того, что у нас был прекрасный клуб, к услугам курсантов - большая библиотека. С чтением своих стихов перед нами выступали Владимир Маяковский, Демьян Бедный и другие поэты. В драмкружке под руководством артистов Малого театра А. А. Яблочкиной, М. С. Нарокова готовились к постановке пьесы советского классического репертуара, а В. Н. Попова учила нас искусству художественного чтения. Духовым оркестром дирижировал С. А. Чернецкий, литературным кружком руководил Владимир Луговской.

Лето 1923 года курсанты провели в лагерях. В сентябре предстоял выпуск из школы. Ему предшествовали маневры. Со стороны Москвы на Рязань «наступали» школы имени ВЦИК, имени Коммунаров и другие. В Рязани «оборонялись» другие военные школы. Маневры продолжались десять дней и закончились «генеральным сражением» в районе Коломны. Обе «армии» совершили переправу через Оку.

16 сентября на Красной площади состоялся парад военно-учебных заведений Москвы. Его принимали М. И. Калинин, С. С. Каменев и С. М. Буденный. 17 сентября выпускники всех школ были приглашены в клуб. Здесь, на торжественном заседании, представители трудящихся и воинских частей напутствовали нас добрым словом, пожелали успешно совершенствоваться в боевой выучке, укреплять молодую Красную Армию. Помню вечер перед отъездом. В мыслях с нами, в наших сердцах был Ильич.

«Дорогой Владимир Ильич! - обращались мы к Ленину. - Мы, курсанты второго нормального выпуска, и общее собрание школы, в торжественный для нас день производства в красные командиры Рабоче-Крестьянской Красной Армии... производим Вас, дорогой Владимир Ильич, из Почетного курсанта пехотного батальона в Почетного красного командира школы и уверены, что вся Красная Армия будет гордиться иметь своим Почетным командиром Вас - вождя мирового пролетариата».

. 123