Регистрация на сайте
Забыли пароль?
 
   
 

КРЕМЛЁВСКИЕ ХРОНИКИ




А.С. Носков. О Московском училище Верховного Совета

В середине восьмидесятых годов 20-го века Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, (иногда в военной среде его называют «кремлевским», а курсантов «кремлевцами») было одно из лучших и, пожалуй, элитарным общевойсковым училищем и ВУЗ-ом в вооруженных силах нашей страны. «Кремлевцами» называли курсантов по причине того, что училище располагалось непосредственно в Кремле, и по месту своего расположения курсанты, преподаватели и командиры участвовали в жизни Кремля и в какой-то мере в работе правительства (охране кремлевских правительственных учреждений, всевозможных съездов и собраний). Политические организации училища входили в общую, кремлевскую партийную организацию, и зачастую выполняли её решения, в том числе и решения о подавление на юге и в других местах страны мятежей и контрреволюционных выступлений, которые проходили не без потерь со стороны самих курсантов. На территории Кремля, если поищите, вы найдете обелиск в честь погибших курсантов «кремлёвцев», поставленный в память об этих событиях.

Училище не создавалось на пустом месте, оно опиралось на опыт и знания научную, методическую и военную литературу своего предшественника, юнкерского Александровского училища, созданного по указу Александра второго в1863 г. Александровское училище было построено и располагалось в самом центре Москвы (на Знаменке) в красивейшем и удобном здании, которое сейчас занимает Генеральный штаб.

В 1917 году юнкера Александровского училища были втянуты в революционные события, проходившие в Москве, а с захватом власти большевиками эвакуировались в составе старших курсов в Крым, оттуда в Турцию, Испанию, а затем и на Балканы к братьям славянам. В Сербии училище продолжило учебу и сделало два последних выпуска юнкеров, которые впоследствии работали швейцарами, таксистами, официантами и кем угодно, для того чтобы, прокормить себя, и как-то выжить. Некоторые подались во «Французский иностранный легион», служили в сербской армии, еденицы дослужились до генеральских званий. Часть преподавателей и курсантов младших курсов остались в Москве.

Не все, но довольно многие из офицеров и преподавателей стали «военспецами» на пулеметных курсах, а затем и в стенах кремлевского училища. Наука побеждать, универсальна для всех народов и политических взглядов. Военные знания были необходимы новой «кремлевской» школе. Они пришли от военных специалистов: офицеров и преподавателей юнкерского Александрийского училища, а с ними и учебная военная литература, методические пособия и методика преподавания, российский военно-исторический опыт и военное исскуство российской и зарубежных армии.

В1935 году Сталин предпочел охранять Кремль специальными войскам: был создан полк охраны Кремля, и училище переехало в Лефортово. Нужно напомнить, что в это время начался период репрессий, и они не обошли стороной училище. Многие командиры и несколько начальников училища были репрессированы. По моему мнению, как не «благонадежное», училище убрали из Кремля. В 1945 году его переместили в Кузьминки, где оно и располагается по сегодняшний день.

Это небольшой исторический экскурс, для того чтобы было понятно, как шло развитие и становление нашего училища.

В 80-х годах оно считалось по праву одним из лучших военных училищ в вооруженных силах страны. Этому способствовали и богатый исторический опыт и то, что среди выпускников училища было четыре маршала, более 555 генералов. В боях более 90 отличившихся выпускники получили звание героев Советского Союза и России, четверо дважды.


В феврале 1986 года я был назначен начальником училища и переехал из Ровно. Назначению предшествовало то, что дивизия, которой командовал, по итогам боевой подготовки заняла одно из первых мест в Сухопутных войсках и была награждена орденом. Орден вручал Главком Сухопутных войск генерал армии Ивановский. Очевидно, личное знакомство с дивизией и со мной и повлияло на это назначение.

Не скажу, что я с радостью его воспринял (были другие планы). Но на личной беседе Главком сказал, что вопрос рассмотрен на военном совете Сухопутных войск и военный совет и решил...

Да и в училище на первых порах, шли разговоры не наш, не «кремлёвец». Не думаю, что это отразилось на командование училищем, в дальнейшем все встало на свои места.

По стилю преподавания и содержания программы вопросов у меня не было. Тем более что вся программа исходила из управления вузов Сухопутных войск и под их потранажем была единая для всех вузов (общевойсковых училищ) вооруженных сил страны. А в вопросы методики обучения курсантов, особенно по огневой подготовке, выполнению упражнений из боевых машин пехоты, стрельбы из БТР вопросы были. Во первых увеличить продолжительность, и интенсивность занятий в поле, во вторых на учебных и методических сборах пропустить всех преподавателей, офицеров через все учебные точки и глубоко изучить стрельбу из всех видов оружия и метания гранат в т.ч. и коммулятивных противотанковых. Иногда некоторые «учителя» сами до конца не представляют то, чему учат.

При выполнении упражнений из БМП, чтобы не нарушалась методика обучения, занятия пришлось провести с преподавателями кафедры. Вначале теория и выполнение подготовительных упражнений на огневых городках, затем в поле выполнение упражнения по элементам, а затем в целом строго по курсу стрельб, до полного их усвоения. И только после этого методику занятий перенесли на курсантов.

Обратил внимание и на изучение тактики мелких подразделений, их действий в различных видах боя и условиях местности. Благо электрифицированное тактическое поле отвечало всем требованиям подготовки и позволяло проводить эту подготовку успешно. Вспомните знаменитое «Кобицино», где отрабатывались приемы боя в городе. К нам на поле, периодически просили разрешение позаниматься и специальные подразделения. Кафедра тактики была укомплектована, высоко квалифицированными опытными офицерами, грамотными подавателями.

В училище имелась отменная учебно-материальная база, как в Москве, так и в Ногинском учебном центре за исключением приказарменного огневого городка и директрисы БМП. Огневой городок был допотопный и представлял из себя ряд окопов и полуокопов с брустверами из за которых по стоячим мишеням велась стрельба да таким образом, что пули летели за МКАД и далее, выше обваловки. Однажды приехали особисты разбираться, кто ведет огонь по вертолетам (за МКАД находился испытательный полигон вертолетного завода) и в вертолетах нашли пробоины. Шум дошел до правительства Москвы. И нам запретили использовать огневой городок в черте города до тех пор, пока не будет построен надежный пулеулавливатель.

Об этом узнало и начальство Сухопутных войск. Однажды по приезду в училище начальник управления ВУЗов Сухопутных войск генерал-полковник Вариченко сообщил, что нам оказывается большое «доверие», построить крытый приказарменный огневой городок и директрису БМП собственными силами (хозяйственным способом). Этот огневой городок и директрису мы построили, не срывая с занятий ни одного курсанта. Как? Это уже отдельная тема.

Я выражаю искреннюю благодарность полковнику Зеленову заместителю начальника училища, полковнику Сопину заместителю начальника училища по технической части (во время строительства заместитель начальника учебного отдела), начальнику инженерной службы училища полковнику Малахову, старшему преподавателю кафедры огневой подготовки полковнику Леденёву. Это при их непосредственном участи были построены эти объекты.

Когда наступили худые времена и деньги выделялись только на продукты питания и с перерывами на денежное содержание курсантов и офицеров, из обмундирования выдавался только один камуфляж, не было ни бензина, ни моторесурсов для занятий в поле. Вот тогда приказарменный огневой городок стал единственным местом, где занимались курсанты, оттачивая свое боевое мастерство, не выезжая за пределы училища.

На очередных сборах начальников училищ ВУЗов Сухопутных войск никто даже из самых опытных начальников не поверил, что мы построили все это своими силами. Вы в Москве, вам тут все построили военные строители! Безусловно, не дело военнослужащих заниматься строительством, это не их дело я в этом твердо убежден! Мне дважды приходилось бывать в Финляндии в составе военных делегаций. Я интересовался, кто строит там казармы, полигоны. Ответ был один: строители, государство. Солдат в Финской Армии служит 11 месяцев и через каждые три месяца обучается новой военной специальности. Три месяца он автоматчик, три пулеметчик, три гранатометчик ит.д. В Финляндии служба в армии является почетной, и те мужики кто не служил, мужиками не считаются, а в бизнес и фирмы принимают на работу в первую очередь тех, кто отслужил армию. О дедовщине ни слова вообще не слышно. В объединенном училище под Хельсинки курсанты занимаются только учебой. Самое большее, что от них требуется, заправить свою постель. А уборка помещений, уборка территории от снега и мусора это дело дворников и уборщиц. Пищу для полка и училища готовит «хозяйка», (женщина, возглавляющая фирму общепита). Почему у нас был такой большой срок службы в армии (три года, затем два, сейчас полтора). Потому что солдаты не только служили, но и беспрерывно строили, принимали участие в хозяйственных работах (уборка урожая, заготовка овощей). В тех частях, где было меньше строительства и хозяйственных работ, там уровень боевой подготовки был выше, дисциплина лучше. «Тяжело в учении легко в бою», всегда помните девиз Суворова! Чем больше пота на ученье, тем меньше крови в бою. Обученное подразделение, воинская часть и в бою добивается лучших успехов, несет меньшие потери.

Уровень подготовки, быта, службы мне есть с чем сравнить, так как побывал почти во всех общевойсковых училищах вооруженных сил нашей страны. Был в объединенном училище в Алжире, в объединенном училище в Чехословакии, в воинских частях Венгрии, Болгарии, Восточной Германии. Встречался и разговаривал с офицерами США, Италии, Канады, Франции, Китая, Индонезии, Филлипин, когда они бывали в училище в составе военных делегаций. В Алжире каждому выпускнику училища, молодому офицеру, государство выделяет беспроцентный кредит, для приобретения квартиры, машины, выкупа невесты. Причем как квартира, машина так и невеста по своему финансовому весу равноценны. Многие мужчины там не могут обзавестись семьёй, и остаются холостяками из за отсутствия денег на выкуп невесты. В Финляндии офицеры то же берут кредит у государства и выплачивают, его в течение всей службы, благо есть из чего выплачивать. В Чехословакии при территории училища автостоянка в несколько гектаров, на которой стоят тысячи машин. Там одно училище на всю страну. Курсанты в пятницу садятся на свои машины и разъезжаются по всей стране, страна небольшая. В роте остается только наряд. В понедельник утром все съезжаются. Не думаю, что у них там сейчас что то изменилось, в этом плане. В США офицерам армии предоставляется служебное жилье. О финансовом обеспечении не говорю, нет слов. Солдаты после службы в армии имеют льготы для обучения и получения образования. Как правило, в семьях военнослужащих рожают от трех до пяти детей. Вне зависимости от социального положения дети на каникулах работают дворниками официантами и т. д., с раннего возраста учатся зарабатывать свои деньги. Семьи создаются в 28-30 лет, детей женщины заводят в этом же возрасте. И это характерно не только для военных семей. В США так принято, семья создается тогда, когда оба члена семьи становятся финансово самостоятельными. В Италии начальник училища живет на территории училища в особняке, а проще сказать во дворце! Курсанты вне зависимости от военной специальности проходят верховую выучку, при училище содержится большая конюшня. Крепки ритуалы и исторические традиции. В Китайской армии за последние годы большие изменения к лучшему. В Хмельницке в военном городке, где служил русский писатель Куприн (в тот период он написал «Поединок», «Яма» и др.), в особняке на территории городка жил командир полка, он занимал весь второй этаж, на первом квартировал полковой священник. Рядом просторное двухэтажное здание офицерского собрания, где вечернее время проводили офицеры, председатель офицерского собрания командир полка. На территории полка добротная, сложенная из красного кирпича полковая церковь. Такие условия были в русской армии. Своими впечатлениями я делюсь с вами, что бы вы узнали, как проходит служба в других армиях и к чему надо стремиться, каков исторический опыт.


О дедовщине. Это уродливое явление, к сожалению, приобрело в современной армии угрожающий размах. Ни командиры, ни старослужащие солдаты не понимают, что это не только воинское преступление, но и прямой подрыв боевой готовности армии. Подрыв боевой готовности из нутра армии! Ведь подразделение где процветает дедовщина, в бою не будет иметь успеха. Матери сыновей не только боятся отдавать своих сыновей в армию, но и предпринимают активные действия, чтобы укрыть ребенка от армии вплоть до отправления за границу, в другой регион, в тайгу, ит.д. Их можно понять. В сегодняшних условиях очень трудно вырастить ребенка, зачастую это делают матери одиночки. И перспектива остаться одной на старости лет никого не прельщает. Почему не желают понять это командиры? Если будет воля командира и организован контроль, дежурство офицеров в ночное время, внезапные проверки с целью знать, чем занимается личный состав в свободное и ночное время, особенно старослужащие, проверка солдат во время утреннего осмотра на предмет наличие синяков и ссадин, то командиру будет ясна вся картина происходящего в казарме. Останется только принять решение, организовать воспитательную работу, а где её недостаточно применить и власть. В тех частях, где мне приходилось служить, её не было или почти не было. Так как сразу заявлял подчиненным: о том, что не буду делиться с ними своими полномочиями (ни со старослужащими, ни с младшим командным составом), когда служили по три года бывало, что сержанты перегибали палку. А за превышение своих полномочий буду строго взыскивать со всех виновных. И в училище старался добиться того, чтобы командиры относились к своим подчиненным с уважением, командовали без оскорбления чести и личного достоинства подчиненных. И курсантам как будущим командирам не раз заявлял и учил, что в солдате нужно, прежде всего, видеть человека, заботиться о нём, и он службой отблагодарит за эту заботу. Не плохо было бы и нашему государству видеть в каждом своем гражданине человека, знать на деле что у него есть права, и защищать эти права, а не только декларировать эти лозунги в предвыборный период. Когда в стране будет создана атмосфера, когда человек будет чувствовать себя свободным, уверенным, защищенным, думаю, что тогда автоматически будут решены и вопросы дедовщины в армии.

К сожалению, в батальоне обеспечения нашего училища в момент моего прибытия, картина была плачевная. Распорядок дня не соблюдался, личный состав специальной одеждой и комбинезонами не обеспечивался, и так как там были водители и механики водители, то ходили они чумазые и грязные как трубочисты в шинелях, которые от грязи стали черными. Были случаи, когда молодые солдаты выпрыгивали из окон 2 , 3 этажей после «учебы стариков». В течение длительного времени пришлось бороться с этим злом. Солдат переодели, стали вовремя кормить. Улучшили быт. В Ногинском учебном центре построили еще одну казарму. В остальных навели порядок. Не обошлось и без вмешательства судебных органов. Одного-двух «стариков» отдали под суд. Солдаты стали выглядеть по другому, лица посветлели, взгляд стал осмысленный, и по внешнему виду их было ни в чем не отличить от курсантов (кроме знаков различия).


Не обошлось и без заботы об улучшении бытовых условий курсантов. В казармах главного корпуса было откровенно холодно. В умывальниках и туалетах нарушилась гидроизоляция, и вся нечисть с верхних этажей просачивалась на нижние, наружные стены в этих местах покрылись белой плесенью и грибком, в казармах стоял неприятный запах. С военными строителями в советское время был дефицит. В течение года-двух с помощью строителей Волгоградского района г. Москвы, (договорился с руководством района, спасибо им большое, возглавлял строителей Бирюков Петр Павлович), заменили всю гидроизоляцию и сантехнику во всех казармах. Систему отопления отремонтировали. В казармы стало возможно зайти, не закрывая нос. Курсантов учил не раз: если туалеты, умывальники чистые, значит командир на месте, в этом подразделении порядок. И так должно быть во всем государстве не только в армии.

Строители Московского военного округа, которых на короткое время дал и курировал сам командующий генерал-полковник Архипов, построили типовую баню для курсантов с парилками, взамен разваливающейся. Волгоградский район помог капитально отремонтировать поликлинику и санчасть, бассейн и спортивный комплекс, трибуны на стадионе. Сейчас бывший строитель Бирюков Петр Павлович префект одного из округов г. Москвы.

Курсантская столовая не выдерживала никакой критики. Была мала, постоянно протекала крыша и выходила из строя старая варочная техника. В период командования 17 дивизией в г. Хмельницке мы построили столовую для солдат, в военном городке в котором когда то служил русский писатель Куприн, которая по своему интерьеру не уступала лучшим ресторанам города, а в чем то их превосходила. Если у солдат в войсках такие созданы условия, почему они должны быть хуже у курсантов?

Было принято решение с помощью Верховного совета РСФСР построить новую столовую для курсантов в училище с большими потолками, раздевалками, умывальниками, и помещениями для приема пищи, с раздаточными линиями, для каждого батальона в отдельности. Знаю, что некоторые офицеры упрекают меня, лучше бы построил квартиры. Квартирный вопрос офицеров и прапорщиков в то время решался. Мы строили квартиры в городе в счет долевого участия с Москвой, получали свою долю от жилищного строительства Московского военного округа, и от города в счет 10-процентного выделения квартир военным от общего строительства квартир в Москве, такие были законы. Так что грех было жаловаться, порой в год по 40-50 семей офицеров и преподавателей праздновали новоселье.

К сожалению, этот проект со столовой так и не удалось закончить. Скелет недостроенной столовой возвышается над училищем как символ «перестройки» и прерванного полета. А вот квартирное строительство на территории училища, как показало время, не пошло на пользу офицерам и прапорщикам училища.

На следующий год моего пребывания в училище в годовщину победы 9 мая кто-то принес местную газету, печатавшуюся в Волоколамском районе. Там одна из женщин писала о том, что война окончилась пятьдесят лет тому назад, а в Волоколамском районе до сих пор находят не захороненные останки курсантов училища Верховного Совета. (Вот это пощечина всем нам!) И никто ими не интересуется, только местные жители и некоторые добровольцы разыскивают и хоронят останки. Я собрал курсантов и прочел им эту статью. Сообща мы решили создать поисковую группу (только из отличников учебы) и принять участие в поиске и захоронении останков курсантов. При этом договорились, что неуспеваемость, по какому либо предмету автоматически влечет за собой исключение из группы поисковиков.


Известно, что в октябре 1941г. полк курсантов под командованием полковника Младенцова занял оборону на Волоколамском направлении, на левом фланге Панфиловской дивизии, что полк сражался героически и позиций своих не сдал. Курсанты понесли тяжелые потери, и декабре месяце полк был выведен из боя. Когда полк шел на фронт, в его составе было около 1700 офицеров, курсантов и солдат, а вернулись около 400 человек, где остальные что с ними стало, было неизвестно. В районе Яропольца была могила, где было захоронено несколько погибших «кремлевцев», над ней обелиск и ни одной фамилии. И это безвестие было так до тех пор, пока поисками не занялась наша поисковая группа курсантов, таких же молодых, как те молодые их сверстники, которые в 1941 насмерть защищали подступы к Москве. В течение нескольких лет курсанты перерыли массу документов в центральном архиве министерства обороны, в военно-медицинском архиве, в военно-морском медицинском архиве, архиве ЦК КПСС, проводили активную поисковую работу в местах захоронений после боев: в траншеях, воронках, просто ямах, работали с местными жителями участниками тех событий. Удалось найти более 400 погибших курсантов, перезахоронить их в братскую могилу, восстановить их имена. Остальных нашли в санитарных потерях (раненные, больные), которые были эвакуированы в различные лечебные учреждения. В период поиска удалось также отыскать несколько родных и близких погибших курсантов, которые почти пол века ничего не знали о судьбе своих сыновей, братьев и мужей. На месте захоронения в Яропольце вместо обелиска был поставлен большой бронзовый памятник погибшему курсанту и на черных гранитных плитах высечены имена всех погибших. Деньги на памятник собирали курсанты, активное участие в этом деле принял помощник начальника политотдела капитан Володя Черников, помог деньгами генерал-лейтенант Магонов, сам активный участник Великой Отечественной войны и бывший начальник нашего училища. Эскиз памятника исполнили студенты Московского архитектурного института, а памятник отлили на литейно-механическом заводе в Ленинграде. На этом сайте есть снимок братской могилы и памятника курсантам. В период безвластия в стране, какой-то негодяй, облил памятник краской и это произошло не за границей, а у нас в нашей стране! Мы долго колебались, где поставить памятник и памятные плиты, но все же решили, что его нужно ставить там где, сражаясь, погибли и захоронены курсанты. В этом году, в честь 65-летия битвы под Москвой, как мне стало известно, в училище открыли памятную доску погибшим в 1941г. курсантам.


В конце 80-х годов прошлого века к нам в училище приезжало много иностранных военных и гражданских делегаций. Им было, что посмотреть, а нам было что показать. Железный занавес рухнул, и всем было интересно посмотреть в живую, на подготовку столь грозного противника. Интерес был большой и к нам приезжали итальянцы, французы, американцы, канадцы, и еще масса военных делегаций. Мы проводили совместные занятия и соревнования в силе, выносливости, меткости стрельбы.

Ни курсанты, ни офицеры училища не уступали в подготовке а порой даже и превосходили иных гостей. Наши курсанты ездили в Голландию, Швейцарию, США, Италию. Участвовали в пешем 200 км. Переходе через Альпы по Суворовским местам и походам. Принимали участие в марш бросках с полной выкладкой на 30,40 км. в соревнованиях армий Западной Европы и НАТО. Порой наши гости признавались, что боялись нас до состояния панического страха, учитывая возможность и силу поражения нашего ядерного оружии и хорошо обученную и громадную армию.

В марте 1989г. в училище побывала американская военная делегация во главе с генералом Джорджем Л. Батлером (в то время командующий стратегическими силами США).

В книге отзывов училища он написал: «Источник могущества Вооруженных Сил Советского Союза, что совершенно очевидно, кроется в совершенстве программы обучения, условиях учебы и возможностях обучающего персонала. Я глубоко тронут тем эффектом, который вы произвели такой интересной программой для моей делегации. Я благодарен за оказанную возможность этого визита».


В декабре месяце 1997 года училище отметило 80-летний юбилей. Спустя несколько дней после юбилея, мне стало известно, что начальник генерального штаба, под видом военной реформы в системе военного обучения, представил документы министру обороны для расформирования училища. Министр обороны представление подписал. ( Я специально не называю фамилии этих господ, военные специалисты их и так узнают). В то время было модно под видом реформ заниматься безоглядным сокращением воинских частей. Так как полномочия открытия военно-учебных заведений и их сокращения принадлежат премьер министру страны, то представление направили в правительство. В этот момент я и получил звонок, где доброжелатель (мир не без добрых людей) сообщил мне эту новость и спросил, неужели вы Александр Сергеевич будете спокойно наблюдать, как уничтожают ваше училище.

Это тронуло меня до глубины души, и в тот же вечер я написал статью: «Почему разгоняют «Кремлевских курсантов»». На следующий день разослал её для опубликования: в Советскую Россию, Московский комсомолец, Комсомольскую правду, Труд, Завтра. Все наши «правдоискатели» дружно отказались её печатать, за исключением (спасибо Александру Проханову) газеты, Завтра. На другой день послал письма: Председателю государственной думы Геннадию Николаевичу Селезнёву, Председателю совета Федерации Строеву Егору Семеновичу, Председателю комитета по обороне генералу Рохлину Льву Яковлевичу (впоследствии он погиб), главе фракции КПРФ в государственной думы Зюганову Геннадию Андреевичу, мэру Москвы Лужкову Юрию Михайловичу, секретарю совета безопасности генералу Лебедю Александру Ивановичу (впоследствии умер после вертолетной катастрофы).

Через день делегация училища, в составе: бывший начальник училища Носков А.С, действующий заместитель начальника училища полковник Зеленов Н.С, и офицер из командного состава училища, (фамилию не буду называть т.к. он и сейчас продолжает службу в училище), прибыла в государственную думу. Нас тепло встретили в комитете по обороне; более сухо во фракции КПРФ. И чего уж греха таить, довольно подробно и с интересом выслушал нас и вник в суть вопроса Владимир Жириновский. Здесь нужно оговориться, для спасения училища все средства хороши! На одном из пленарных заседаний государственной думы Владимир Вольфович поднял руку и поставил вопрос об училище, выступил. После обсуждения и прений среди депутатов, вопрос был поставлен на голосование и государственная дума, большинством голосов приняла решение, обратиться к Виктору Степановичу Черномырдину с письмом и просить не расформировывать училище. Письма были и от КПРФ и от комитета по обороне и др.

После такого натиска и общественного резонанса, который создался вокруг училища, Виктор Степанович отказался подписывать постановление о сокращении училища. Это была победа!


В начале 90 годов прошлого века курсанты училища голосовали на закрытых участках голосования, как это было во всех воинских частях. С одной стороны было удобно все рядом, но с другой стороны становится известно, какой округ и как проголосовал, а с ним и воинская часть. Курсанты, да и многие военные почти 98% голосовали против Б.Ельцина. Причем два раза подряд. Мы военные, сразу раскусили психологию этого человека. Большую часть времени, находясь в жестком мужском коллективе, мы знаем цену каждого человека, особенно мужика. И уже тогда знали, что представляет из себя, этот «государственный деятель». Разрушитель, кроме желания неограниченной власти и дополнительных полномочий, ему больше ничего не надо. И к этой цели он шел на пролом, «борясь с привилегиями», и добиваясь неограниченной власти. На предвыборных собраниях и митингах обещал все, что приятно слышать уху избирателя, а после победы бессовестно не исполнял обещанное. На эту удочку клюнули многие, особенно женщины, голосовали все за! Будучи президентом разваливающейся страны да и сейчас пользуется привилегиями, которые прежнему руководству и не снились.

Став президентом, он тут же приказал разогнать воинские избирательные участки, дабы не было явно видно, за кого голосует армии. Если есть желание кому либо узнать, поближе портрет этого деятеля не поленитесь, прочтите: «Ельцин. Кремль. История болезни». А. Хинштейна. А то пройдет время и люди, будут превозносить его заслуги, которых не было. Идя в 1993 году к государственному перевороту. Б, Н, Ельцин, сделал ставку на внутренние войска, посетил дивизию имени Дзержинского, приласкал. Внутренние войска оснастил бронетанковой техникой, авиацией, артиллерией, чего отродясь, никогда не было у нас на Руси. Во многих воинских частях и учреждениях заменил командование, снял командиров. Но и в армии нашлось несколько подонков, которые дали согласие стрелять в1993году по своему народу, по законно выбранному парламенту. Поверьте мне, это были еденицы офицеров Кантемировской дивизии, которые с большим трудом поддались на уговоры и посулы Паши Грачева. Впоследствии, этих участников штурма из офицерской среды изгнали сами офицерские коллективы, наградили всеобщим презрением. Они вынуждены были уехать из дивизии и гарнизона. Курсанты и выпускники училища всегда достойно защищали, страну от внешних врагов, и поэтому ни в 1991, ни в 1993 году, ни один курсант и офицер не выступил против своего народа, ни запятнал себя, ни каплей крови.


О Горбачеве. Было как то, союзное совещание ректоров ВУЗов на которое был приглашен и я. Съехались почти все ректоры ВУЗов страны. Вышел Горбачев. Ну, думаю, президент сейчас скажет, какие проблемы испытывает наша высшая школа и пути их разрешения. Говорил, мямлил: перестройка, плюрализм, гласность и еще какие то мудреные слова «ни к селу, ни к городу». Вот тогда я понял, какой у нас президент и будь моя воля, не назначил бы руководить захудалым колхозом. А еще после события в Тбилиси, Вильнюсе, Баку – «я говорит не знаю, как это войска там оказались». Хотя мне доподлинно известно, что без решения Верховного Главнокомандующего ни один солдат не сдвинется с места, ни одна единица техники. Это не всенародная гласность, а всенародное враньё! Как только не стыдно подставлять армию и военных!

При подписании договора о сокращении стратегических вооружений Горбачев лично включил ракетный комплекс сухопутных войск «Ока» среднего радиуса действия под сокращение и уничтожение. Об этом не были извещены ни генеральный штаб, ни разработчики с нашей стороны, участвовавшие в переговорах. Лучший и новейший мобильный комплекс, обладающий большой точностью, который никак не подпадал под сокращение по своим параметрам, (но его боялись на Западе) был уничтожен. Узнав об этом, от сердечного приступа скончался Главнокомандующий сухопутными войсками участник Великой отечественной войны, генерал армии Ивановский.

Эти два деятеля (начал Горбачев, а продолжил Ельцин) и развалили страну, ввергли её в хаос. Отбросили её развитие на несколько десятков лет назад. Довели народ до бедности и нищеты. Резко ухудшили демографическое положение страны.


Несколько слов о Чечне. Мудрый руководитель никогда не допустил бы развития событий по самому наихудшему сценарию, как это произошло в Чечне. А было так.

Вначале берите полномочия, «кто, сколько может съесть» кричал президент Б.Н.Ельцин на всех митингах и собраниях! Потом поддержка свержения парламента внутри Чечни.

Затем убийство русских семей, издевательство и изгнание русских из Чечни, (по неофициальным данным около 400 тысяч человек стали беженцами). Российское «демократическое» правительство не замечало этого, набрав в рот воды и одев шоры на глаза. Так же молчала и миролюбивая «демократическая» европейская общественность в лице ОБСЕ, ПАСЕ и других организаций. Наши правозащитные организации не проронили не слова. Вот это «демократия»!

Кто вооружал Чечню? Кроме официально переданного вооружения президентом Ельциным и Пашей Грачевым, а это и танки и бронетранспортеры и горы другого оружия, там были оставлены армейские мобилизационные запасы, склады (оружие и боеприпасы), которыми предусматривалось вооружение 50 тысячной армии. И только тогда, когда президент Чечни, взращенный и финансируемый правительством России, вышел из подчинения, схватились! И тогда еще не поздно было решить все мирным путём. Но президент Б.Н.Ельцин решил воспользоваться как в той сказке, последними «доводами короля». Бедная армия! С момента прихода к власти Б.Н. Ельцина мне хотелось кричать об этом во весь голос. Увы, в 1992году я был отстранен от командования училищем, а страна была в «демократическом» угаре преобразований!

Отстранены от должностей и уволены в запас, за несогласие с войной в Чечне заместители министра обороны генерал-полковник Громов, генерал-полковник Миронов, заместитель командующего Сухопутными войсками генерал-полковник Воробьёв.


Еще об армии. России нужна армия мобильная, хорошо обученная, добротно экипированная и вооруженная. Ставку надо делать, это робко делается сейчас, на высокоточное оружие, не только для танков, самолетов и другой техники, но и для солдата. Широко применять тепловизорное вооружение и другие новинки техники. Тогда не будет такого количества бездумных потерь, как это было в Чечне. Воевать надо не числом, а умением, так учил нас наш великий полководец Александр Васильевич Суворов. И еще, чтобы были победы, необходимо заботиться об Армии. А пока содержание офицеров, прапорщиков и солдат во многие разы меньше чем в тех странах на которые ссылается правительство, повышая цены на газ, бензин, электроэнергию, другие услуги и меньше даже, чем содержание военнослужащих на Украине, Белоруссии, Казахстане. Позор нашим либералам. Правительство не для того, чтобы руководить нами, мы его наняли (своим голосованием на выборах президента, парламента, и других органов власти) для того, чтобы оно служило народу! И необходимо всегда помнить и напоминать ему об этом.


Несколько слов об экстремизме. Ребята нет плохих наций и народов! А есть конкретные негодяи, и нарушители закона и преступники. С ними надо бороться. В каждой нации есть, как хорошие члены общества, так и негодяи. Вспомним генерала Льва Рохлина, общественного деятеля и детского врача Рошаля, журналиста Хинштейна, ведь они тоже не русской национальности, но лучшие представители нашего общества, болеющие и болевшие за Россию, за то чтобы всем нам жилось лучше и светлее. А всем молодым и честолюбивым русским парням посоветую: лучше учитесь, овладевайте знаниями, идите и развивайте нашу экономику, через некоторое время придется слезть с нефтяной иглы. Развивайте сельское хозяйство, отстраивайте русские деревни города и села и, народ вам будет благодарен. Не легко, но лучше чем искать врага там, где его нет. Государство и здесь обязано предоставит равные права и равные возможности для молодых людей, желающих посвятить себя развитию экономики, поднятию сельскохозяйственного производства, и просто бизнесу и процветанию страны.


Я с радостью пишу о том, что горд, мне довелось быть во главе такого славного училища как наше. Я благодарен начальникам кафедр, всему преподавательскому составу, офицерам, прапорщикам, командирам подразделений, командирам батальонов: Янгореву, Трунину, Воронову, Ершову, и др., всем курсантам и солдатам, служащим Российской армии за то, что с пониманием относились к моим требованиям и поддерживали во многих начинаниях. Часть души и моего сердца навсегда остается в училище.